Путешествие на маяк Гамова


"Маяк Гамова - маяк номер один в системе маяков России", - рассказывали все рекламные сайты Приморья и видимо, вслед за ними и все туристы, побывавшие на маяке или около.
- Да нет, конечно! - восклицал смотритель Гамовского маяка, - ещё при Петре Первом строились маяки! А ты знаешь, когда был построен самый-самый первый маяк?
Оказалось, я знал. Но от неожиданности забыл. А вы знаете?
Правильный ответ выделите и прочитайте здесь: Александрийский маяк.

У Александра Сергеевича Соболева, начальника маяка Гамова, за годы работы накопились тысячи историй, а вот слушатели не всегда имеются. Впрочем, в сезон (август-октябрь) и по 50 и по 100 человек в день бывает. Бедняги - большинство из них, наверно, не успевают проникнуться атмосферой места. Особенно, если добираются на машине. А уж историй лично от смотрителя точно  мало, кто наслушается. Ну, Андрей Макаревич, Валерий Даркин - это понятно - они сюда нырять приезжают. А то ведь и китайцы, и нью-йоркцы, и каталонцы попадаются.

 


 


Мне повезло - я пришёл не в сезон и девочки-студентки, которые обычно проводят экскурсии, ещё сдавали сессии. Поэтому меня встретил Сам:
- Вообще-то это военный объект и доступ сюда должен быть запрешен. Но ведь идут и идут, едут и едут. Как говорил известный герой, "если бардак нельзя прекратить, его надо возглавить", - повторяет он свою излюбленную поговорку. И он возглавил - организовал экскурсии, развесил грамоты, знамена, завел книгу отзывов.

 Он не любит, когда его называют смотрителем. Александр Сергеевич - начальник маяка Гамова, в/ч 31101. В его подчинении несколько гражданских лиц - современный маяк  - сложное техническое сооружение. И его главная цель отнюдь не указание близости земли. И вообще свет от маяка в наше время полезен только частным маломерным судам - основной флот ориентируется по радиоволнам. Более того, маяки контролируют работу подводных лодок.

- Вот сейчас я получил сигнал "пять пять три". Это значит, что две лодки закончили работу, а третья ещё что-то делает. Если мне сообщат "двадцать" - я знаю, что это значит, если сообщат "девять" - я знаю, что значит "девять". 
А я не знал, но было безумно интересно в этой комнате с окрашенным масляной краской "новейшим оборудованием". Да я и сейчас не знаю, где Александр Сергеич приврал, где просто преувеличивал, а где говорил чистейшую правду. Да, разумеется, они собирают множество метеорологических данных, конечно, поддерживают связь с судами - а как, зачем - японский шпиён их знает...

- Приезжают как-то два академика. Ну, поводил я их по маяку, сидим вот, как сейчас с тобой, пьют они наливку мою - и вдруг как засмеются! А мы, говорят, представляли, что щас нас встретит старик с трубкой, наверху костер горит...

Меня встретил мужчина в расцвете сил на праворульном джипе - типичный местный - и повёл знакомить с подвластным ему хозяйством, начав почему-то с бомбоубежища. В мирное время Александр Сергеевич превратил его в куроубежище.

Два ротвейлера подбежали по зову хозяина и познакомились со мной. Эти сторожа охраняют территорию получше целой роты новобранцев:
- Решила как-то РПЦ, что все колокола на маяках должны принадлежать церкви - и поснимали их все с окрестных маяков. А к нам приехали - на трёх джипах и одном грузовике, все в рясах - а мы их не заметили - они кричали, звонили - да что-то у нас видеосвязь не работала, ещё и собаки по территории гуляли непривязанные - так и уехали ни с чем, - без тени улыбки рассказывает Александр Сергеевич. - А второй раз уж и не поехали.


Добраться сюда непросто, но вполне возможно. В интернете есть и рассказы, и карты, однако на местности язык оказался самым удобным GPS'ом. А дорога в принципе одна - заблудиться сложно. Но тоже вполне возможно - например, я пройдя мимо бухты Алексеева направился поначалу на мыс справа от бухты Опасной, потому что в тумане больше ничего не было видно. Неужели я заблудился и зря проделал такой путь?! - начиналась обида на весь белый свет и себя в первую очередь. Вернулся на хорошую дорогу и прошёл немного дальше - и маяк показался из тумана...
В общем-то тем, кто хочет попасть на маяк, совет один - от Андреевки выбирайте ту дорогу, которая кажется вам основной, - и всё будет хорошо.


Я засомневался два раза -один раз уточнил путь в магазине в дачном посёлке, второй раз - после ночевки в бухте Витязь. Рыбаки  засмеялись над моим желанием дойти до Гамова пешком - 20 километров в каждую сторону - это нереально!  Но это они приврали - от Андреевки, может, и 20, а от Витязя, где я с ними общался, всего 12. Местные жители порой зарабатывают на том, что возят туристов по местным живописным бухтам - наверно, просто захотели отпугнуть самостоятельного путешественника. Но я был в 9000 километрах от дома и поэтому ничего не боялся.

- А где здесь можно палатку поставить? - Да вон там обычно ставят, где рыбой торгуют.

Там, где днём торгуют рыбой, - ночью пьют водку, обсуждают рыбалку, а часов в 5 утра начинают собирать на ловлю. Но после восьмичасового перелёта через 7 часовых поясов и дня автостопа в абсолютно незнакомом месте с непонятной сетью дорог да ещё 8 последних километров трекинга с 20 килограммами за плечами (не считая мелких тасканий рюкзака от аэропорота до городка Артем и по Артему ) - после этого насыщенного дня, растянувшегося на двое суток, я спал спокойно. Все страхи по поводу одиночной ночевки прошли. Тем более мне же сказали, что здесь и до меня ставили палатки.







Побеспокоили меня трое. Сначала любопытная собака сунула свой нос в мой дом. Она так и осталась в неведении, кто же потрепал ей нос под этой грудой тряпья. Затем, кто-то, оставшийся неведомым для меня, попытался перетащить мою палатку поближе к морю, хотя до кромки воды было не больше десяти метров. Я думаю, это ветер. Хотя вспоминается, что кричал всё-таки "пошлА вон!" - наверно, спросоня решил, что собака вернулась. А утром пришли коровы. С тупым взглядом ревизора-бюрократа они осмотрели весь мой багаж и пошли дальше, дескать, ну-у-у-у, грубых нарушений вроде нет... ждите нашего решения...



Ждать я не стал - собрал палатку и ушёл на юг -на самый-самый юг России. Через километр, после какой-то пограничной военной части, решил сбросить рюкзак - выбрал незаметную с дороги ложбинку, укутал рюкзак полиэтиленом, засыпал ветками и листьями и обернулся.
По дороге шёл солдат. Звали солдата Джафар и он очень хотел пить. Его служба заканчивалась, где-то далеко-далеко мама ждала его со дня на день домой... Может быть, даже сейчас он последний раз идёт в свою часть. Наверно, он меня не заметил, но рюкзак на всякий случай я перепрятал. 
К несчастью для служивого и к удаче для меня, Джафар оказался весьма рассеян. Когда я возвращался с маяка, то остановился у ручья. Ручей был прекрасен, водопадист и оборудован сотовой связью.



Вернее, связи не было, но мобильник лежал тут же рядом на камне. От него-то я и узнал так много интересного о Джафаре. Внизу солдаты рассказали о том, что Джафар служит в морской роте, если ещё не дембель. А морская рота располагалась в таком месте, что когда я  поднялся к её воротам по пути на маяк, то с 15-20-кратным приближением она выглядела так:


Это гора Туманная - самая высокая точка полуострова. Вернуть телефон владельцу было весьма сложно, свою симку Джафар сумел заблокировать или на ней попросту не было денег, поэтому я мысленно поблагодарил его за такой подарок в самом начале моего путешествия, пожелал скорейшего возвращения в родные края и каждый раз, включая телефон и читая заставку, оставленную прежним хозяином "Салам алейкум, брат!", я говорю: "Салам алейкум, Джафар!" 

Вскоре после погранчасти, когда я уже был налегке  - с бутылкой воды, легкой курткой на случай дождя и фотоаппаратом - на пути попалась развилка, с которой я боялся ошибиться и свернуть не туда. Но во-первых, дороги расходились вполне логично с географической точки зрения, а во-вторых, кто-то очень предупредительный подписал на одном камне два направления - к бухте Астафьева и бухте Теляковского.


Бухта Теляковского мне по пути - это одно из красивейших мест полуострова и Приморья вообще! И то, как она показалась мне от самого придорожного камня, просто непередаваемо...
Вначале ничего не было. Туман. В котором едва угадывалось то, о чём я столько читал в последние полгода, столько смотрел фотографий - та самая бухта, тот самой островок с романтическим названием Остров Томящегося Сердца.


Нет-нет, пока вы его даже не пытайтесь разглядеть - пока только я знаю, что он там есть... А вы верьте, что там, в тумане есть остров. И на этом острове бъётся одинокое сердце.


Ну, вот. Теперь и вы его видите - небольшой островок почти рядом с берегом. А ведь со времени предыдущей фотографии прошло не больше трех-пяти минут - туман в Приморье весьма и весьма подвижен. Мне даже подумалось, что это вовсе не туман, а просто низкие облака. Всё-таки край земли - может, здесь они только встают из моря. Как и солнце.

- А у вас есть ощущение, что вы живёте на краю земли? - спрашиваю я Серёгу - водителя, который вывез меня из околовладивостокской суеты, связанной отчасти с прилетом Медведева (видимо, в соседнем со мной самолёте сидел).
- Нет, совсем нет. Я в Париже был - вот там посчитал километры - блин, как же до дома далеко! Но что вот здесь край или там край - такого чувства нет. Ни в Москву, ни в какой другой город отсюда не уехал бы - просто здесь своя жизнь, там своя, где-то ещё своя.

А туман уже почти совсем исчез и я решил, что тут пора сделать остановку. И если я доберусь до мыса Гамова не к ночи, то на обратном пути спущусь в бухту и окунусь в Тихий океан - ведь вчера я этого ещё не сделал.

 


 




Со всеми остановками на фото, с поворотами не туда по собственной прихоти и велению души мне показалось, что к маяку я пришел слишком быстро. Впрочем, было ещё неизвестно, к чему я пришёл.


А может, не пришёл, а припёрся - кто знает, о чём думает Большой Брат по ту сторону видеокамеры наблюдения.

Большой Брат снисходительно выслушал меня и сказал:
- Ну, пойдём, вОлОгОдский, покажу тебе маяк.

Но сначала познакомились с ротвейлерами во дворе, с курицами в бомбоубежище, а уж потом со смотровой площадочки рядом с колоколом Александр Сергеевич рассказывал:
- Раньше у нас дизеля прямо здесь были - воняло ужасно, а сейчас вон в том домике с зелёной крыше. Там же и всё метеорологическое оборудование. А дальше - самая южная точка России.


На смотровой площадке - мангал, скамеечки и обалденный sea sight. Вот бы здесь пожить... А  некоторые здесь не просто живут, но ещё и зарплату за это получают))

    У Александра Сергеевича два сына - в сезон они занимаются базами отдыха, а в остальное время тоже работают на маяке. База отдыха за август-октябрь приносит около миллиона дохода - цена номера на Витязе доходит до 7000 рублей за сутки, правда, строек так много, что побережье местами выглядит ещё хуже, чем в Сочи, - рассчитано на массовость - сюда приезжает пол-Сибири. Но местами встречаются действительно красивые усадьбы.
1. В районе Андреевки. Это не гаражи. И даже не самые маленькие домики-номера.

 


 

2. "Я - креведко," - типичная здесь надпись на домах ) Высокие глухие заборы - тоже не редкость. Причины не знаю. Они ужасны.
 


 




И тут всех романтиков ждёт сюрприз - оказывается, на маяке Гамова можно жить! Двухкомнатный номер с двумя кроватями, шкафом, телевизором и полами из столетней лиственницы, разумеется, без всякого евроремонта, стоит 2500 рублей в сутки. Договариваться лучше заранее и предложение действует только для адекватных спокойных супружеских пар, можно с небольшим ребенком. Мне кажется, для проведения week-end'а очень даже неплохой вариант. Кормить не будут, но готовить не запретят. И место для купания среди скал оборудовано. Порадовавшись за молодых, иду к лестнице наверх.

 




И вот я в стеклянной башне один на один с вращающейся призмой. У каждого маяка она своя - с определенной частотой вращения и соответственно со своей частотой подачи сигнала. Внутри конструкции стоит лампочка всего на 60 ватт, но за счёт призмы  её свет можно увидеть и за 60 километров, а если бы наша планета была плоской, то и больше.




А потом мы ещё долго сидим с Александром Сергеичем в маленьком домике-кухне, который скорее похож на бар, только по приглашениям. Здесь встречают делегации или просто встречаются друзья. Пьём кофе, я читаю книгу отзывов, листаю альбом фотографий Приморского края с автографом Валерия Даркина, слушаю истории, пьём вино, сделанное Александром Сергеевичем из дикого винограда, шиповника и ещё чего-о местного, растущего в окрестностях, пьём наливку того же производства...



 Но пора и назад - хотелось бы выбраться сегодня до Андреевки, чтоб с утра сразу, не теряя времени, уехать в Славянку.
  На выходе с территории маяка делаю последние снимки на память - сейчас, когда тумана нет, всё выглядит совершенно по-другому - виден и маяк, и смотровая в углу за каменным забором, и заброшенное здание бывших солдатских (или матросских?) казарм.


По пути встречаю четырёх  полуобнаженных девушек (жара! и ведь не ожидаешь, что здесь кто-то ещё может быть кроме тебя), они идут пешком, потом молодую пару на машине. И тем и другим отвечаю: "Правильно! Скоро уже". Потом встречаю бурундучка - он ничего не спрашивает - он просто боится, но позирует:


Неожиданно замечаю небольшой камень с изображением сердца, пронзенного стрелой. Отворотка к Острову Томящегося Сердца! Там, на этом острове, есть каменная ванночка, в которой лежит большой камень. Раньше его качали волны и он издавал глухие звуки, напоминающие биение сердца. Сейчас камень, видимо, оказался сдвинут и чтобы его услышать, надо сделать сердцу "прямой массаж" - слегка подтолкнуть.


Посередине бухты Теляковского, в которую я всё же спустился, проходит граница Дальневосточного государственного морского заповедника. В высокий сезон рейнджеры вылавливают нарушителей, поставивших здесь палатки. В начале июля отдыхающих на заповедной территории было немного.


Ну, ещё был я - ползающий по камням с краю бухты, чтобы найти более удачное место для купания в незнакомом месте. Какая же ещё холодная вода - вот бы приехать сюда через месяц... А пока делаю дежурный нырк и бегу греться на горячие камни. Человек должен жить там, чтоб иметь возможность сесть вечером на берегу океана, прислонясь спиной к горе, - вспоминаю  поговорку.


Хорошо бы так остаться здесь до утра... Но тогда я вряд ли успею на маяк Брюса на следующий день. Да и вообще моя палатка с рюкзаком пока что лежит в кустах возле Витязя. Надеюсь.
Потом ещё 8 километров с рюкзаком. Прощаюсь с Витязем, фотографирую юную пиратку на затопленном судне - вот где хорошо играть в Пиратов Карибского моря!



Следующую ночь я провёл в небольшом лесочке рядом с забором базы отдыха, которая охранялась собаками. Довольно безопасное место и всего пару километров не дошёл до Андреевки - устал. Зато наутро узнал, что автобус Владивосток-Краскино-Владивосток заезжает в Андреевку, так что в Славянку и на маяк Брюса я всё-таки попал, но об этом как-нибудь в другой раз.


P.S. Ах, до чего же было обидно узнать, что и насчёт самой южной точки Александр Сергеевич, а вслед за ним и все остальные туристы, приврал. Мыс Гамова - это примерно 42,5' с.ш., а вот вершина возле Дербента в Дагестане - это 41° 12' с.ш. - южнее больше, чем на градус!
Но как он красиво это сделал - даже печать "Самой южной точки России" поставил - вот она - на моей почётной грамоте. На ней только одна неточность - я не доехал - я дошёл :)

Пользователь "ivanwonder" в livejournal.com

БАЗЫ ОТДЫХА


Вы смотрели


Добавить отзыв

Добавить отзыв

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent


Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Путешествие на маяк Гамова